Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области

Адрес: 432063, г. Ульяновск,
улица Кузнецова, д. 5а.
тел. (8422) 41-37-71,
e-mail: 413157@mail.ru

ДОКЛАД Главного управления МЧС России по Ульяновской области на заседании Комитетов Координационного областного Совета собственников жилья «О противопожарном состоянии населенных пунктов и домов повышенной этажности»

 

08.02.2013                                                                                         г. Ульяновск

 

В 2012 году на территории Ульяновской области произошло 1159 пожаров, что на 6% ниже аналогичного показателя за 2011 год. При пожарах погибло 109 человек снижение на 1,8 %

Из числа погибших при пожарах людей, 95 % погибло в результате пожаров, произошедших в жилищном фонде граждан.

Огнем от пожаров:

  • - уничтожено 176 жилых дома, 26 садовых домов, 168 надворных построек;
  • - повреждено более 270 жилых домов и 310 надворных построек.

Нанесенный ущерб сравним с уничтожением фактически административного центра сельского поселения нашей области.

В 2013 году уже произошло 74 пожара, что на 22% ниже аналогичного показателя за 2012 год. При пожарах погибло 8 челок снижение в 2 раза.

Анализ противопожарного состояния муниципальных образований показывает, что основными проблемами на сегодняшний день являются следующие.

Отсутствие для 167 населенных пунктов области (17,52 %) дислокации подразделений пожарной охраны, исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.

Так в Сурском районе 36 населенных пунктов остаются не прикрытыми пожарными подразделениями (т.е. время прибытия пожарных подразделений для них превышает указанные значения). В Тереньгульском - 14 населенных пунктов, в Барышском - 16, в Майнском - 12, в Новоспасском - 4, в Сенгилеевский - 6, в Инзенском - 11, в Чердаклинском - 13, в Радищевском - 8, в Старомайнском - 11, в Базарносызганском - 11, городе Ульяновске - 15.

Вопрос строительства новых источников противопожарного водоснабжения в поселениях (гидранты, пожарные водоемы, башни, пирсы), подъездных дорог в органами местного самоуправления не рассматриваются, ремонт неисправных пожарных гидрантов, пожарных водоемов, водонапорных башен производится как исключение.

В ходе осенней проверки 2012 года в муниципальных образованиях Ульяновской области было проверено 10358 пожарных гидрантов, 478 из которых находится в неисправном состоянии, что составляет 4,6%; 1146 пожарных водоемов, 106 из которых находится в неисправном состоянии, что составляет 9,2%; 290 пожарных пирсов и 733 водонапорных башни, 72 из которых находятся в неисправном состоянии, что составляет 9,8%.

В ряде районов наблюдается снижение количества водоисточников (пожарных гидрантов) так, например:

  • - Ульяновский район количество ПГ сократилось на 42% с 581 в 2010 году до 397 в 2012;
  • - Старокулаткинском районе, на 19 % с 221 до 181;
  • - Новомалыклинском районе, на 9% с 133 до 121;
  • - Маинском районе на 8 % с 199 до 183.

Остается нерешенной проблема содержания водоисточников не числящихся на балансе поселений.

На балансе Живайкинского сельского поселения (Барышского района) не числится ни одного пожарного гидранта, при этом в с. Загарино, этого поселения, имеется 4 пожарных гидранта, один из которых в настоящее время не исправен. В связи с отсутствием на балансе указанных пожарных гидрантов поселение не вправе, расходовать финансовые средства на их содержание и ремонт. То есть, по факту пожарные гидранты есть, но по юридическим основаниям отсутствует возможность их содержания и ремонта. Эта проблема актуальна для всех районов Ульяновской области.

77 населенных пунктов Ульяновской области не обеспечены дорогами с твердым покрытием для проезда пожарной техники (Барышский - 3 н.п., Инзенский - 2 н.п., Карсунский - 6 н.п., Мелекесский - 1 н.п., Николаевский - 7 н.п., Новомалыклинский - 1 н.п., Павловский - 1 н.п., Радищевский - 5 н.п., Старомайнский - 9 н.п., Сурский - 30 н.п., Тереньгульский - 3 н.п., Ульяновский - 5 н.п., Чердаклинский - 4 н.п.).

Территории населенных пунктов не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Данные системы имеются всего в 46 населенных пунктах. В сельских населенных пунктах оповещение за счет самодельных устройств не обеспечивает эффективное оповещение населения.

273 населенных пункта Ульяновской области не обеспечены освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов. Наибольшее количество населенных пунктов не имеющих освещения в Майнском районе - 51 населённый пункт, Ульяновском районе - 43 и Тереньгульском районе - 34. Данное нарушение имеется во всех муниципальных образования.

Финансирование мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах поселений (округов) остается  остаточным.

На 2013 год МО «Старотимошкинское городское поселение»  и  МО «Земляниченское сельское поселение»  Барышского района, МО «Мулловское городское поселение» Мелекесского района,   МО «Сухотерешанское сельское поселение» и  МО Дубровское сельское поселение» Николаевского района финансирование на выполнение первичных мер пожарной безопасности  не предусмотрено.

Названные проблемы копились давно. Понятно, что в большинстве случаев местная власть просто не может одновременно, одномоментно привести эти объекты инженерной инфраструктуры в соответствие со всеми установленными нормативами. Здесь нужна системная работа - это, в том числе и разработка соответствующих программ в области пожарной безопасности.

Эти факторы обязательно будут учитываться при проверках.

Вместе с этим, существуют проблемы, не требующие значительных финансовых вложений.

Это, прежде всего, обучение населения в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.09.2009№ 340-П «О системе обучения населения Ульяновской области мерам пожарной безопасности».

Расследование фактов пожаров показывает, что даже та работа, которая проводится с целью обучения граждан мерам пожарной безопасности крайне не эффективна.

Этому свидетельствует ряд пожаров произошедших в 2013 году.

Так, 20 января 2013 года в с. Ерёмкино Тереньгульского района в результате пожара в жилом доме погиб гр. Голубев Анатолий Иванович - 1944 года рождения. Данный житель относился к группе неблагополучных граждан.

С Голубевым неоднократно проводились инструктажи о мерах пожарной безопасности. Проводили их работники Белогорского сельского поселения. При этом следует заметить, что лица проводившие инструктажи сами не обучены мерам пожарной безопасности. Какие-либо программы (инструкции, методические рекомендации), из которых было бы видно о чем проводился инструктаж в поселении отсутствуют.

По сути, инструктаж проведен ради инструктажа.

Аналогичная ситуация выяснилась и при расследовании пожаров с гибелью людей: 04.01.2013 с. Загарино Барышского района -погибла гр.Кисаринова за которой ухаживал представитель Пенсионного фонда

19.01.2013п. Октябрьский Чердаклинского района -погиб пенсионер.

Актуальна не сегодняшний день проблема противопожарного состояния многоквартирных домов, в том числе и домов повышенной этажности (более 9-ти этажей).

На территории Ульяновской области расположено 176 жилых зданий повышенной этажности, из них 11 в г. Димитровграде.

Пожары и другие чрезвычайные ситуации представляют собой особую опасность для жилых зданий повышенной этажности в силу особенностей их конструктивно-планировочных решений, технологии возведения и последующей эксплуатации.

С 2007 года в домах повышенной этажности произошло 55 пожаров, в результате которых погибло 5 граждан, из них в 2012 зарегистрировано 5 пожаров с гибелью 2 человек.

Особый характер пожарной опасности высотных зданий, определяющийся возможностью массового пребывания людей в здании, высотой здания, превышающей возможности использования для спасения людей механических лестниц, интенсивным распространением в высотном здании пламени, дыма, токсичных веществ по помещениям и техническим коммуникациям, требует особого внимания к проблеме обеспечения безопасности людей и самих зданий в случае возникновения пожара.

С противопожарным состоянием этих зданий связано более 20 обращений граждан в надзорные органы МЧС.

Характерно противопожарное состояние многоквартирного жилого дома по ул. Докучаева, 26 в г. Ульяновске (ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района»), где с 2007 года неисправны системы противопожарного водопровода и противодымной защиты. 

В г. Димитровграде ни одно здание повышенной этажности из 11-ти не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Имеющиеся системы автоматической пожарной сигнализации и дымоуда-ления во всех домах повышенной этажности находятся в технически неисправном состоянии, их обслуживание не проводится.

Имеющееся противопожарное оборудование демонтируется. Так, в жилых домах по ул. Дрогобыческая 37, ул. Черемшанская 114, ул. Королёва 10 и 12-а демонтированы пожарные насосы-повысители.

Эти вопросы решаются крайне медленно, что во многом обусловлено отсутствием необходимых финансовых средств.

Вместе с этим, остаются без внимания и проблемы не требующие значительных финансовых вложений. К сожалению, обычной становится ситуация, когда жильцы домов, устраивая дополнительные двери, кладовки в коридорах, блокируют доступ к средствам обеспечения пожарной безопасности: пожарным кранам, люкам дымоудаления, эвакуационным выходам. Эти вопросы остаются без должного контроля со стороны управляющих компаний и решаются только после обращений в надзорные органы МЧС.

В этой связи, не вполне понятна позиция соответствующих органов местного самоуправления.

Так в целях предупреждения пожаров и гибели людей в домах повышенной этажности г. Ульяновска мэрией г. Ульяновска, на основании постановления от 24 ноября 2010 г. № 6250 была принята муниципальная целевая программа «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011-2012 годы», предусматривающая выделение 32 230 тыс. руб. из бюджета города. Однако названная целевая программа не профинансирована. В городе Димитровграде целевые программы по обеспечению безопасности 11 домов повышенной этажности не разработаны до настоящего времени.

По состоянию на 28.01.2013 года, мэрией г. Ульяновска повторно разрабатывается аналогичная целевая программа, в которую предварительно включено всего 65 жилых домов повышенной этажности обслуживаемых управляющими компаниями. Здания жилых домов обслуживаемых ТСЖ и ЖСК в программу не включены.

При этом не учтено, что ранее практически все дома повышенной этаж-ности находились в собственности органов местного самоуправления (администрации г. Ульяновска и г. Димитровграда), а в последствии были переданы в управляющие компании без проведения текущего, капитального ремонта и восстановления систем противопожарной защиты. В данных домах имеются как приватизированные квартиры, так и муниципальные.

Согласно ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Таким образом, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Исходя из положений статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ,  обязанность по производству последующего капитального ремонта должна быть возложена на собственников жилых помещений только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории содержалась также в статье 147 ранее действующего ЖК РСФСР.

Это подтверждает и судебная практика последних лет.

Перечисленными ниже решениями судебных органов общей юрисдикции обязанность по проведению капитального ремонта (восстановлению систем противопожарной защиты, внутреннего противопожарного водоснабжения, эвакуационного освещения и т.д.) возложена на администрацию г. Ульяновска. При этом, эти решения до настоящего времени не исполнены.

Решение суда по делу № 2-6970/12 от 05.10.2012 (многоквартирный жилой дом по ул. Докучаева, 26); решение по делу № 2-104/12 от 08.02.2012 (многоквартирный жилой дом по проспекту Гая, 21Б); решение по делу № 2-105/12 от 19.01.2012 (проспект Гая; 57); № 2-2303/11 от 08.12.2011 (ул. Кирова, 32); № 2-92/12 от 01.02.2012 (проспект Гая, 57/2); № 2-103/2012 от 16.01.2012 (проспект Гая, 63); № 2-2156/11 от 01.12.2011 (ул. Хрустальная, 31) и т.д.

Актуальной остается проблема по наличию у домов повышенной этажности (12 этажей и выше) специализированных площадок для установки коленчатых подъемников приспособленных для спасения граждан с верхних этажей здания. Так в настоящее время порядка 46 домов повышенной этажности не обеспечены требуемым количеством специализированных площадок, а у имеющих зданий - организованы парковки и стоянки личного транспорта жильцов.

Так, в судебном разбирательстве по многоквартирному дому по ул. Промышленная, 51 было установлено, что обслуживающая организация ТСЖ «Авангард» не может выполнить на расстоянии 7-15 м от стен жилого дома площадку для установки коленчатого подъемника в связи с тем, что земля вокруг дома принадлежит городу. ТСЖ обращалось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации (мэрии) г. Ульяновска о признании незаконным бездействия, обязании изменения размеров границы сформированного земельного участка под многоквартирным жилым домом, но данное заявление оставлено судом без удовлетворения по процессуальным ошибкам ТСЖ . Таким образом, при возникновении пожара, граждане проживающие в данном жилом доме, на верхних этажах, не смогут быть эвакуированы специальной пожарной тех-никой. 

Проблемы пожарной безопасности становятся актуальны и для жилых домов, построенных в последние 3 года, где жильцами квартир, при проведении ремонтов в жилых помещениях производится демонтаж противопожарного оборудования. Так, например, установки противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация, установка оповещения о пожаре, установка дымоудаления и подпора воздуха в лифтовые шахты), в жилом доме по адресу:     г. Ульяновск, 2-й пер. Мира, 26, построенном в 2010 году уже не исправны.

Администрации города Ульяновска и города Димитровграда информируются о складывающейся ситуации с 2011 года. Однако, проблема не находит должного решения, даже несмотря на рекомендации Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области от 07.11.2012 № 39 со сроком выполнения до 20.11.2012 года.

Предложения:

1.Рассмотреть вопрос противопожарного состояния домов повышенной этажности на ближайшем заседании КЧС и ОПБ Правительства Ульяновской области, с последующим  принятием решений, повышающим противопожарное состояние данных зданий.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления г. Ульяновска и г. Димитровграда совместно с управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК и т. д. провести в феврале- марте ревизию многоквартирных жилых домов с определением общего количества домов, недостатков, определение требуемого финансирования и пути устранения.

3.  Министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области совместно с органами местного самоуправления  организовать работу по включению противопожарных мероприятий в домах повышенной этажности и наиболее неблагополучных в противопожарном отношении многоквартирных домах в муниципальные и региональные адресные программы по проведению капитального ремонта жилищного фонда в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Установить контроль за их реализацией  и качеством проводимых работ, в части выполнения противопожарных мероприятий

4.       Ввести в практику ежеквартальное проведение совместных проверок представителями Правительства Ульяновской области и Главного управления МЧС России по Ульяновской области деятельности муниципальных образований по реализации мер пожарной безопасности, в которых наблюдается наиболее неблагополучная обстановка с пожарами и осуществлением профилактических мероприятий.  

5.       В 1-ом квартале текущего года организовать обучение глав админи-страций муниципальных образований мерам пожарной безопасности (например, на базе ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульяновска», которым разработаны специальные программы для обучения именно глав муниципальных образований).

6.       Рекомендовать организациям осуществляющим управление много-квартирными домами:

6.1.    Спланировать на 2013 год мероприятия по восстановлению систем противопожарной защиты зданий подвышенной этажности

6.2.    До 15.02.2013 провести с председателями советов многоквартирных домов с приглашением представителей ВДПО, органов надзорной деятельности МЧС России (по согласованию) инструктивные занятия о соблюдении мер пожарной безопасности в жилищном фонде.

6.3.    При проведении собраний с жильцами организовать участие в них своих представителей и довести до жильцов требования пожарной безопасности.

6.4.    В 1-ом квартале 2013 года организовать распространение среди населения агитационных и пропагандистских материалов на противопожарную тематику.