Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области

Адрес: 432063, г. Ульяновск,
улица Кузнецова, д. 5а.
тел. (8422) 41-37-71,
e-mail: 413157@mail.ru

Доклад на заседание комитетов Координационного областного совета собственников жилья по теме: «Об организации исполнения постановления Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «"Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде"».

 
08.02.2013г                                    (докладчик -  Соломко Г.И.)

Основные законодательные и нормативно - правовые акты, регламентирующие   обращение с отходами производства и потребления:

  • n Федеральный закон от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • n Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
  • n Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «"Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде";
  • n Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»;
  • n Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности»;
  • n Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов» от 01.07.2000 № 776;
  • n Приказ МПР от 2 декабря 2002 года №785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», Федеральный классификационный каталог отходов (утв. приказом МПР России от 02.12.2002 г. №786);
  • n Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (утв. приказом МПР РФ от 15.06.2001 г. № 511);
  • n Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. № 461);
  • n ГОСТ 12.3.031-83 "Система стандартов безопасности труда. Работы с ртутью. Требования безопасности", Санитарными правилами при работе с ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 04.04.1988 № 4607-88,
  • n И др.

 

Документы санитарного законодательства, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления:

  • n СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
  • n Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов»;
  • n СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления»;
  • n «Санитарные правила содержания территорий населённых мест» № 4690-88;
  • n СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
  • n И др.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В силу пунктов 1 и 2 ст. 19 закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно статье 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с подпунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, которыми установлен порядок обращения с указанными отходами производства и потребления.

Согласно  пункта  4 вышеуказанных Правил потребители ртутьсодержащих ламп, то есть юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением (кроме физических лиц), осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.  Таким образом,  управляющая организация должна осуществлять лишь действия по накоплению ртутьсодержащих и люминесцентных ламп.

При этом в силу пункта 8 указанных Правил, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Согласно пункту 9 Правил сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей   осуществляют специализированные организации.

На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161   Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

 В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (в ред. от 06.05.2011), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

Согласно подпункту «д» (1) пункта 11 Правил начиная с 08.06.2011 содержание общего имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности. Данный пункт был введен в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Таким образом, на лиц  ответственных за содержание общего имущества, возложена обязанность утилизации ртутьсодержащих ламп. Причем сами собственники помещений не вправе выполнять указанные действия (п. 12 Правил содержания общего имущества в новой редакции). Таким образом, из действий по содержанию и ремонту общего имущества, которые вправе самостоятельно совершать собственники помещений, исключены действия, связанные с утилизацией ртутьсодержащих ламп.

В частности Правилами обращения с отходами производства и потребления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681, СНиП 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", установлено, что хранение люминесцентных и ртутьсодержащих ламп осуществляется в отдельном специально отведенном месте в специальной таре, то есть герметичном контейнере.  

В этой связи, вопросы исполнения санитарно-эпидемиологическом   законодательства являются предметами надзора и контроля Управления Роспотребнадзора. Так, согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или АПД на срок до девяноста суток.    

 

И очень важной составляющей, определенной Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" является - информирование потребителей о порядке сбора отработанных ртутьсодержащих ламп. Информирование должно осуществляется Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, специализированными организациями, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими накопление и реализацию ртутьсодержащих ламп.

  Информация о порядке сбора отработанных ртутьсодержащих ламп должна размещается:  на официальном сайте Правительства Ульяновской области, в средствах массовой информации, в местах реализации ртутьсодержащих ламп, по месту нахождения специализированных организаций.

  Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключившие с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, доводят информацию о правилах обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами до сведения собственников помещений многоквартирных жилых домов путем размещения информации,  на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации.

  Размещению подлежит следующая информация:

порядок организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп;

перечень специализированных организаций, осуществляющих сбор, транспортировку, хранение и размещение ртутьсодержащих отходов, проведение демеркуризационных мероприятий, с указанием места нахождения и контактных телефонов;

места и условия приема отработанных ртутьсодержащих ламп;

стоимость услуг по приему отработанных ртутьсодержащих ламп.   

 Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области во исполнение письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 01/2700 -1 - 32 от 14.03.2011г. «Об обращении с отработанными люминесцентными и энергосберегающими лампами» и решения совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29-30.06.2011г. «Об актуальных аспектах обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей в сфере ЖКХ», были направлены предложения:

 В Министерство Энергетики и ЖКК:

1.Разработать «Единые правила обращения  ртутьсодержащих отходов  на территории  муниципальных образований  Ульяновской области»;

3. Обеспечить раздельный сбор опасных отходов, в том числе отработанных люминесцентных ламп на территориях жилого фонда области (создание структуры, специально выделенных помещений,  специальной тары для накопления повреждённых отработанных ртутьсодержащих ламп);

4. Создать систему контроля об обращении с отработанными люминисцентными и энергосберегающими лампами  у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами;

5. Обеспечить учёт количества потребителей ртутьсодержащих ламп;

6. Наличие  специализированных организаций для проведения демеркуризационных мероприятий от жилого сектора;

7. Обеспечить наличие разработанных инструкций по организации сбора и хранения отработанных ртутьсодержащих ламп в жилищно - коммунальном секторе.

В Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области:

-  на уровне Правительства Ульяновской области разработать «Ульяновскую областную целевую программу по обращению ртуть содержащих отходов на 2013- 2016 г.г.»,  включающую   вопросы:

1. создания межведомственного взаимодействия за  обстановкой по обращению ртутьсодержащих отходов на территории области (правительство Ульяновской области, муниципалитеты городов и поселений, Главное Управление МЧС России по  Ульяновской области; Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области, ГУ «Ульяновский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Управление  Роспотребнадзора по Ульяновской области,  Управление Ростехнадзора по Ульяновской области, Департамента здравоохранения, экологических служб и др.;

- ведение токсикологического мониторинга за загрязнением ртутью территории населённых мест;

- современное приборно - лабораторное оснащение аккредитованных санитарных, экологических  и других заинтересованных служб;

- ведение социально гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно - следственных связей между состоянием здоровья и воздействием ртути;

-оценка токсикологической  безопасности с разработкой демеркуризационных мероприятий;

-организация и проведение оперативных мероприятий в случае разливов ртути при сборе, хранении и утилизации, аварийных ситуациях;

- организация и проведение  мероприятий по демеркуризации территорий населённых мест и хозяйствующих субъектов;

- ведение регионального банка данных обращения ртутьсодержащих отходов на территории Ульяновской области;

-представление информации по обращению ртутьсодержащих отходов в Федеральный банк данных;

- государственное управление в области обращения ртутьсодержащих отходов и проведение государственной политики по  экологической безопасности и сохранению здоровья  населения.