Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области

Адрес: 432063, г. Ульяновск,
улица Кузнецова, д. 5а.
тел. (8422) 41-37-71,
e-mail: 413157@mail.ru

"Об организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Ульяновской области на период с 2012 по 2020 годы "

Выступление директора "Фонда содействия реформирования ЖКХ и энергоэффективности Ульяновской области Сергея Гигирева. 

 

В период с октября 2010 по май 2011 года ОГУ «Фонд содействия реформированию ЖКК и энергоэффективности Ульяновской области» формировалась характеристика  многоквартирных домов Ульяновской области. Результатом этой работы стал расчёт потребности в денежных средствах на проведение полного капитального ремонта  всех многоквартирных домов Ульяновской области. На сегодняшний день это 9 233 252,68 тыс. руб. Необходимо отметить, что  эта цифра не отражает  100% потребности в денежных средствах на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, так как представленная администрациями городов,  районов и поселений информация содержит множество ошибок, неточностей, а администрацией города  Новоульяновска   такая информация не представлена вовсе.

Тем не менее, при расчётах сегодня мы  используем 9 233 252,68 тыс. руб.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации обязанность по содержанию  общего имущества многоквартирного дома, в том числе по проведению капитального ремонта возложена на собственников  помещений  такого дома.

В то же время статьёй 16  закона Российской Федерации  от 04.07.1991  №1541 «О приватизации  жилищного фонда в Российской Федерации» обязательства  по капитальному ремонту  многоквартирных домов возложены на  бывших наймодателей, то есть муниципальные образования.

Концепцией  долгосрочного социально-экономического развития  Российской Федерации  до 2020 года  одними  из задач в сфере  обеспечения  соответствия  объёма комфортного жилищного фонда потребностям населения   является:

 самоорганизации  населения  на жилищном рынке;

 внедрение ресурсосберегающих технологий;

 модернизация  жилищно-коммунальной сферы  и обеспечение  доступности расходов на эксплуатацию  жилья и оплаты  жилищно-коммунальных услуг  для всего населения.

К 2020 году, согласно указанной Концепции,  должен сложиться  качественно новый уровень  состояния жилищной сферы, соответствующий мировым стандартам  и характеризуемый следующими  целевыми ориентирами:

отсутствие  ветхого и аварийного жилищного фонда, снижение уровня износа жилого фонда и коммунальной инфраструктуры  до нормативного уровня;

приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему современным условиям энергоэффективности, экологии, а также  потребностям  отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и т.д.).

Следовательно, капитальный ремонт  общего имущества многоквартирных домов  необходимо завершить до 2020 года.

   Учитывая значительную стоимость работ по капитальному ремонту  общего имущества многоквартирных домов  выполнить  данные работы только за счёт собственников  помещений многоквартирного дома, так и только  за счёт средств бывших наймодателей (муниципальных образований)  в ближайшее время не представляется возможным.

В случае  формирования системы накопления  денежных средств на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов только за счёт средств собственников помещений таких домов  процесс  капитального ремонта многоквартирных домов будет растянут на 14,6 лет. Кроме того,  из-за значительных затрат на проведение капитального ремонта многоквартирного дома  существует  опасность  отказа значительной части  собственников  от перечисления  денежных средств  на проведение  капитального ремонта многоквартирного дома в размере  федерального стандарта, либо перечислении, но в значительно меньшем объёме. Это приведёт  к увеличению процента  износа конструктивных  элементов многоквартирного дома, инженерных сетей, что в свою очередь приведёт  к тому, что собственники самостоятельно  не смогут  устранить недоремонт и будут вынуждены  нести  значительные расходы, связанные с текущим содержанием общего имущества  многоквартирного дома.

Учитывая вышеизложенное ОГУ «Фонд содействия реформированию ЖКК и энергоэффективности Ульяновской области»  подготовлен проект Концепции областной целевой программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов Ульяновской области на период с 2012 по 2020 годы».

Концепцией предлагается  решать проблему  капитального ремонта  многоквартирных домов комплексно с привлечением  средств из следующих источников:

- средства собственников помещений многоквартирных домов - 20%;

- средства бюджетов муниципальных образований - 40%;

- средства областного бюджета Ульяновской области - 40%.

Главным условием участия многоквартирного дома в областной целевой программе станет наличие решения собственников о проведении капитального ремонта  общего имущества и о перечислении денежных средств на проведение капитального ремонта в размере не ниже федерального стандарта стоимости  капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр  общей площади жилья в месяц, утверждённого  постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 № 768 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011-2013 годы». Для Ульяновской области такой стандарт составляет:

в 2011 году - 4,2 руб./ м2;

в 2012 году - 4,6 руб./м2;

в 2013 году - 5,0 руб./м2

В случае если собственники помещений 100% многоквартирных домов примут решение о перечислении денежных средств на проведение капитального ремонта в размере не ниже федерального стандарта  размер  затрат на проведение капитального ремонта в год составит  1 025 916,96 тыс. руб., в том числе:

- средства собственников помещений многоквартирного дома - 205 183,39 тыс.руб.;

- средства  бюджетов муниципальных образований - 410 366,79 тыс.руб.;

- средства областного бюджета Ульяновской области - 410 366,79 тыс.руб. 

В случае  принятия решения  Правительством Российской Федерации о дополнительном финансировании капитального ремонта многоквартирных домов из средств федерального бюджета РФ доля  собственников помещений многоквартирного дома будет  сокращена пропорционально размеру выделенных средств, но не менее  чем  до 5%.

Средства, перечисляемые собственниками помещений многоквартирного дома  для проведения капитального ремонта, будут аккумулироваться на  специализированных расчётных счетах    уполномоченной организации, отобранной по итогам  конкурса.  Уполномоченная организация открывает  специализированный счёт для каждого многоквартирного дома и ежемесячно направляет  в ОГУ «Фонд содействия реформированию ЖКК и энергоэффективности Ульяновской области»  реестр многоквартирных домов с указанием объёмов платежей  за капитальный ремонт.  При достижении объёмов платежей собственников многоквартирных домов 20% от общей потребности  в денежных средства на проведение комплексного капитального ремонта либо его видов, к имеющимся денежным средства должны быть добавлены средства бюджетов муниципальных образований и областного бюджета Ульяновской области.

Потребность  в денежных средствах  на проведение капитального ремонта  общего имущества многоквартирного дома  определяется  на основании проектно-сметной документации.

В случаях, когда размер затрат, необходимых  на проведение капитального ремонта  многоквартирного дома, превышает   размер средств, накопленных собственниками помещений на расчётных счетах уполномоченной организации, ОГУ «Фонд содействия реформированию ЖКК и энергоэффективности Ульяновской области»    осуществляет  действия  по привлечению средств кредитных организаций в размере равном разнице между размером накопленных средств  и размером средств, необходимых для проведения капитального ремонта. Получение средств кредитных организаций возможно только при представлении копии протокола общего собрания  собственников помещений многоквартирного дома, на котором принято решение о получении займа, заверенного  председателем ТСЖ, ЖКК, старшим по дому.

Средства собственников помещений, предназначенные на проведение капитального многоквартирного дома и накопленные на специализированном счёте уполномоченной организации, не могут быть использованы на другие цели или на  проведение капитального ремонта другого многоквартирного дома.

Администраций муниципального образования должна будет  обеспечить контроль за  поступлениями платежей собственников на специализированный счёт уполномоченной организации  и не реже одного раза в год  информировать собственников о  размере накопленных средств. 

При реализации  областной целевой программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов Ульяновской области на период с 2012 по 2020 годы» будут достигнуты следующие результаты:

формирование эффективной системы  организации капитального  ремонта многоквартирных домов Ульяновской области;

завершение в 2020 году  капитального ремонта многоквартирных домов  Ульяновской области,  собственники помещений которых  приняли решение о перечислении  денежных средств на проведение капитального ремонта в размере не ниже федерального стандарта;

выполнение бывшими наймодателями обязательств по капитальному ремонту  многоквартирных домов перед собственниками помещений      такого дома, предусмотренных статьёй 16  16  закона Российской Федерации  от 04.07.1991  №1541 «О приватизации  жилищного фонда в Российской Федерации»;

создание  безопасной и комфортной среды обитания и жизнедеятельности человека и эффективного  жилищно-коммунального хозяйства;

снижение среднего уровня износа жилого фонда до нормативного уровня.

В результате  реализации программы будут созданы условия  для осуществления  собственниками помещений многоквартирного дома   фактического управления  многоквартирным домом, будет создана эффективная система накопления денежных средств собственниками помещений для проведения следующего капитального ремонта.

Существует вероятность того, что собственники не осознают  полную ответственность за содержание общего имущества многоквартирного дома  и даже при наличии  механизма  эффективных накоплений не воспользуются им. Поэтому органам исполнительной власти  муниципальных образований области необходимо документально зафиксировать  исполнение  обязательств  по капитальному ремонту по каждому дому в отдельности.  Это связано с тем, что если собственники не накопят денежных средств на проведение следующего капитального ремонта, муниципальные образования  не смогу его провести из-за отсутствия бюджетных оснований.

 

•2.                О Федеральном  законе от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении  изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации  и отдельные законодательные акты Российской Федерации»