Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области

Адрес: 432063, г. Ульяновск,
улица Кузнецова, д. 5а.
тел. (8422) 41-37-71,
e-mail: 413157@mail.ru

Проект Концепции областной целевой программы «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры Ульяновской области» на период с 2013 по 2020 годы

1.                Обоснование  соответствия решаемой проблемы и целей областной целевой программы  «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры Ульяновской области» на период с 2013 по 2020 годы  приоритетам  развития, закреплённым  в Концепции долгосрочного  социально-экономического  развития Российской Федерации до 2020 года

Реформирование жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области  прошло несколько  важных этапов, в ходе которых  были выполнены задачи  реформы  системы платы за коммунальные услуги, создания  системы адресной  социальной поддержки граждан, развития в  жилищно-коммунальном комплексе  конкурентных  рыночных отношений и привлечения частного сектора  к управлению  объектами  жилищно-коммунального хозяйства. Тем не менее, конечные цели реформы - обеспечение  нормативного  качества  коммунальных услуг  и нормативной надёжности  систем коммунальной инфраструктуры, повышение её энергоэффективности, оптимизация затрат  на производство  коммунальных ресурсов - на сегодняшний день не достигнуты.

В следствие  недостаточной обеспеченности  источниками финансирования  продолжает увеличиваться  степень износа  объектов коммунальной инфраструктуры. По состоянию на 01.01.2012 степень износа объектов инженерной инфраструктуры Ульяновской области составляет:

в системах холодного водоснабжения - 72 процента;

в системах теплоснабжения и электроснабжения - 65 процентов.

Устаревшая система  коммунальной инфраструктуры  городских округов и поселений Ульяновской области  не позволяет  обеспечивать  выполнение требований  к качеству коммунальных  услуг,  поставляемых потребителям. В результате физического износа растёт  количество  инцидентов  в системах  тепло-, водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварийных ситуаций  и размер затрат на проведение ремонтов. В 2011 году инцидентов  при производстве, транспортировке и распределении коммунальных  ресурсов составило 883, в том числе:

в системах  централизованного  теплоснабжения - 13;

в системах горячего водоснабжения - 27;

в системах централизованного водоснабжения - 628;

в системах электроснабжения - 215.

Жилищно-коммунальная сфера  характеризуется  высокой  степенью неэффективности  производства и распределения  коммунальных ресурсов. Так, в 2011 году  объём потерь холодной воды составил - 22,1 процента, тепловой энергии - 7,3 процента, электроэнергии - 15 процентов. 

Связанный  с постоянным  ростом расходов  организаций жилищно-коммунального комплекса  рост тарифов  на коммунальные услуги приводит  к росту  совокупного платежа граждан за такие услуги.

Отсутствие заметных положительных результатов в улучшении  технического состояния основных фондов  и повышении эффективности  функционирования  системы  коммунальной инфраструктуры  связаны  с острой  нехваткой  инвестиций  в жилищно-коммунальной сфере, объясняющейся  отставанием формирования  институциональных, регуляторных и финансовых  инструментов, обеспечивающих  инвестиционную  привлекательность  данной сферы.

Концепция областной целевой программы  «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры Ульяновской области» на период с 2013 по 2020 годы  (далее - Концепция) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации  от 22.08.2011 № 1493-р.

Концепция разработана в соответствии  с Концепцией  долгосрочного  социально-экономического  развития Российской  Федерации, утверждённой  распоряжением Правительства  Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р  (далее - Концепция социально-экономического развития России), и направлена на:

снижение среднего уровня физического износа  системы  коммунальной инфраструктуры;

внедрение кредитно-финансовых механизмов  развития  системы коммунальной инфраструктуры;

модернизацию  жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение  доступности  оплаты коммунальных услуг  для всего населения через  привлечение  субъектов  предпринимательства  к управлению и инвестированию  в развитие  системы коммунальной инфраструктуры, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов  государственно-частного  партнёрства в  сфере предоставления коммунальных услуг.

 

2.    Обоснование необходимости  решения проблемы, заявляемой в Концепции,  посредством программно-целевого  метода

Финансовое обеспечение  процессов реформирования жилищно-коммунального комплекса  исключительно  за счёт средств  областного бюджета Ульяновской области, местных бюджетов городских округов и поселений Ульяновской области является  не только достаточно неэффективным, но и способствует  вытеснению частных инвестиций. Кроме того, возможные объёмы бюджетных инвестиций ограничены возможностями  областного бюджета Ульяновской области и местных бюджетов городских округов и поселений области.

Таким образом, преодоление дефицита инвестиционных ресурсов, привлекаемых в сферу жилищно-коммунального комплекса, и существенное повышение эффективности  инвестиционных проектов могут быть достигнуты только на  основе формирования инструментов и практики долгосрочного финансового  обеспечения  мероприятий  по модернизации и развитию  системы  коммунальной инфраструктуры  кредитно-финансовыми  организациями  и частными  инвесторами  с учётом  целевых показателей надёжности  и качества предоставляемых коммунальных ресурсов.

При этом бюджетные  средства должны преимущественно  предоставляться  частным организациям жилищно-коммунального комплекса, что позволит  обеспечить  возможность получения долгосрочных  кредитов для целей  инвестирования  в систему коммунальной инфраструктуры и снижения стоимости заимствований.

Проблемы, связанные с улучшение качества жизни граждан и повышением уровня развития системы коммунальной инфраструктуры, представляется наиболее эффективным решать в рамках областной целевой программы «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры Ульяновской области» на период с 2013 по 2020 годы.

Необходимость использования  программно-целевого метода обусловлена:

решение задач программы  позволит  обеспечить  возможность улучшения  качества жизни граждан, предотвратить  чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, а также создать условия для устойчивого и эффективного  развития жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области;

невозможностью решения задач программы  в пределах одного года, необходимостью бюджетных расходов;

комплексным характером  задач программы, решение которых окажет  существенное  положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие Ульяновской области;

характер проблемы требует концентрации организационно-методических, материально-технических, кадровых и финансовых  механизмов привлечения как средств предприятий жилищно-коммунального комплекса, так и средств областного бюджета Ульяновской области, средств местных бюджетов городских округов и поселений Ульяновской области.

При применении программно-целевого метода будет осуществляться:

возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, предоставленным кредитными организациями после 01 января 2012 года организациям жилищно-коммунального комплекса, на модернизацию и развитие  системы коммунальной инфраструктуры в рамках утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы  таких организаций;

формирование фонда поручительств для предприятий жилищно-коммунального комплекса;

софинансирование мероприятий, направленных на модернизацию и развитие системы коммунальной инфраструктуры в рамках утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы  предприятий жилищно-коммунального комплекса;

формирование условий для привлечения инвестиционных ресурсов в жилищно-коммунальный комплекс Ульяновской области;

мониторинг  модернизации и развития системы коммунальной инфраструктуры Ульяновской области.

 

3.                Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода,  включающие сведения о действующих расходных  обязательствах Ульяновской области и муниципальных образований Ульяновской области в сфере комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Ульяновской области

 

По состоянию на 01 января 2012 года на территории Ульяновской области осуществляют деятельность 240 предприятий жилищно-коммунального комплекса, из них 183 коммерческие, 57 - муниципальные, либо государственные. Таким образом, доля коммерческих предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере жилищно-коммунального комплекса, составляет 76,25%.

Отсутствие гарантийного фонда, высокие ставки процентов по долгосрочным кредитам не позволяют предприятиям жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области привлекать для строительства, реконструкции, модернизации  объектов жилищно-коммунального комплекса частные инвестиции. В результате развитие систем коммунальной инфраструктуры осуществляется только в рамках установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то есть практически за счёт средств населения, что не позволяет выполнить значительный объём работ по строительству, реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального комплекса, а, следовательно, снизить степень износа объектов коммунальной инфраструктуры.

В настоящее время на территории Ульяновской области действует областная целевая программа «Чистая вода» на 2011 - 2015 годы, направленная на строительство, реконструкцию, модернизацию объектов водоснабжения. Вышеуказанной областной целевой программой предусматривается финансирование из областного бюджета Ульяновской области в размере 1524854,19 тыс. рублей.

Предлагается включить в мероприятия разрабатываемой областной целевой программы мероприятия уже существующих  вышеуказанных областных целевых программ, признав их утратившими силу с момента опубликования областной целевой программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Ульяновской области» на период с 2013 по 2020 годы.

 

4.    Возможные варианты решения проблемы  и оценка, как преимуществ, так и возможных  негативных последствий  каждого из возможных вариантов

 

Исходя из анализа ситуации, сложившейся в сфере содержания и эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры Ульяновской области, можно  выделить два варианта решения проблемы:

1) без применения программно-целевого метода строительство, реконструкция и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры возможна только в рамках средств, поступающих предприятиям жилищно-коммунального комплекса от потребителей услуг, то есть в рамках установленного тарифа. Учитывая, незначительную инвестиционную составляющую в существующих тарифах на коммунальные услуги, работы по строительству, реконструкции и модернизации объектов инженерной инфраструктуры займёт значительный временной период. В результате степень износа объектов коммунальной инфраструктуры не снизится, а продолжит повышаться.

2) с применением программно-целевого метода, что позволит привлечь к строительству, реконструкции и модернизации объектов инженерной инфраструктуры средства частных инвесторов, средства областного бюджета Ульяновской области, средства местных бюджетов городских округов и поселений Ульяновской области. В результате чего основные работы по строительству, реконструкции и модернизации объектов инженерной инфраструктуры удастся завершить в течение трёх лет, а следовательно снизить степень износа объектов коммунальной инфраструктуры до нормативного.

 

5.    Предложения по целям областной целевой Программы и целевым индикаторам Программы, позволяющим  оценивать ход реализации Программы в соответствии  с установленным отчётным периодом  на вариантной основе с обоснованием выбора этих индикаторов

Целью Программы  является  повышение уровня надёжности предоставления коммунальных услуг и услуг в сфере  утилизации (захоронения)  твёрдых бытовых отходов организациями  жилищно-коммунального комплекса.

Для достижения  поставленной цели к 2020 году должны быть решены  следующие задачи:

1) увеличение объёма частных инвестиций, привлечённых в сферу жилищно-коммунального хозяйства;

2) снижение объёмов потерь и количества аварий (инцидентов) при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов.

Достижение вышеуказанных целей и решение поставленных задач будет осуществляться  за счёт комплексного выполнения мероприятий Программы и муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях Ульяновской области.

Для оценки эффективности реализации Программы будут использованы следующие целевые индикаторы:

объём потерь коммунальных ресурсов в централизованных системах тепло-, водоснабжения, в процентах к уровню 2012 года, в том числе:

тепловая энергия на отопление;

горячее водоснабжение;

холодное водоснабжение;

количество аварий и инцидентов при выработке, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов, в процентах к уровню 2012 года, в том числе:

системы централизованного теплоснабжения (включая горячее водоснабжение);

системы централизованного водоснабжения;

системы водоотведения;

Объём  привлечения заёмных средств на развитие и модернизацию системы  коммунальной инфраструктуры в рамках региональных программ комплексного  развития, тыс. рублей

 

6.    Предложения по объёмам и источникам финансирования Программы

 

Предполагаемый объём финансирования из областного бюджета Ульяновской области работ  по выполнению мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов инженерной инфраструктуры составит 2171438,4 тыс. рублей, в том числе:

средства областного бюджета Ульяновской области, предназначенные для  возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, предоставленным кредитными организациями после 01 января 2012 года организациям жилищно-коммунального комплекса, на модернизацию и развитие  системы коммунальной инфраструктуры в рамках утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы  таких организаций 218118,4 тыс. рублей;

формирование фонда поручительств для предприятий жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области - 40000,0 тыс. рублей;

софинансирование мероприятий, направленных на модернизацию и развитие системы коммунальной инфраструктуры в рамках утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы  предприятий жилищно-коммунального комплекса -  1913320,0 тыс. рублей.

В Программе  предлагается установить следующие пропорции софинансирования мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации  объектов инженерной инфраструктуры:

1) возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, предоставленным кредитными организациями после 01 января 2012 года организациям жилищно-коммунального комплекса, на модернизацию и развитие системы коммунальной инфраструктуры в рамках утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы таких организаций:

областной бюджет Ульяновской области - 80 процентов;

средства местных бюджетов городских округов и поселений Ульяновской области - 20 процентов;

2) формирование фонда поручительств для предприятий жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области:

областной бюджет Ульяновской области - 100 процентов;

3) софинансирование мероприятий, направленных на модернизацию и развитие системы коммунальной инфраструктуры в рамках утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы предприятий жилищно-коммунального комплекса:

областной бюджет Ульяновской области - 40 процента;

средства местных бюджетов городских округов и поселений Ульяновской области - 30 процентов;

средства предприятий жилищно-коммунального комплекса - 30 процентов.

Перечень мероприятий  Программы и объёмы финансирования следует уточнять  и планировать  ежегодно  при разработке прогнозов  регионального  социально- экономического  развития в соответствии с законодательством.

Предполагается, что средства областного бюджета Ульяновской области на софинансирование расходных обязательств, связанных с исполнением мероприятий Программы, будут предоставляться бюджетам муниципальных образований Ульяновской области в виде субсидий при соблюдении муниципальными образованиями следующих условий:

наличие муниципальной целевой программы, направленной на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;

финансирование выполнения  работ по строительству, реконструкции и модернизации системы коммунальной инфраструктуры  в размере не менее 30 процентов стоимости таких работ;

финансирование выполнения работ  по строительству, реконструкции и модернизации системы коммунальной инфраструктуры за счёт средств предприятий жилищно-коммунального комплекса в размере не менее 30 процентов от стоимости  таких работ;

финансирование возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, предоставленным кредитными организациями после 01 января 2012 года организациям жилищно-коммунального комплекса, на модернизацию и развитие  системы коммунальной инфраструктуры в рамках утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы  таких организаций в размере не менее 20 процентов.

Программу предполагается реализовать в течение восьми лет, в период с 2013 по 2020 годы, без выделения этапов реализации Программы.

 

7.                Предварительная оценка  ожидаемой эффективности предлагаемого варианта решения проблемы

 

По результатам реализации Программы планируется  достичь следующих результатов:

в результате выработки мер поддержки  инвестиционных проектов  по строительства, реконструкции и модернизации  систем коммунальной инфраструктуры  обеспечить  привлечение средств  частных  инвесторов  и кредитных ресурсов для реализации таких проектов;

повышение уровня надёжности предоставления коммунальных услуг, а именно:

 снижение объёма потерь коммунальных ресурсов  в централизованных системах тепло-, водоснабжения до 91 процента по отношению к уровню 2012 года;

снижение количества аварий и инцидентов  при выработке, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов до 91 процента к уровню 2012 года.

 

8.                Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы

 

Государственным заказчиком Программы  является министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Основными разработчиками Программы являются  Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, Областное государственное казённое учреждение «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального комплекса и энергоэффективности Ульяновской области».

 

 

9.                Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы

 

В целях организации управления и контроля за реализацией Программы  муниципальные образования Ульяновской области ежемесячно направляют в Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области отчёт о расходовании субсидий, предоставленных из областного бюджета Ульяновской области на софинансирование расходных обязательств, связанных  с выполнением мероприятий Программы.

Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области:

осуществляет текущее управление Программой;

разрабатывает в пределах своих полномочий  нормативные правовые акты, необходимые для реализации мероприятий Программы;

осуществляет отбор муниципальных программ в соответствии с критериями отбора муниципальных программ, предусмотренных Программой;

осуществляет мониторинг и контроль за реализацией мероприятий   Программы;

обеспечивает открытый доступ к сведениям, содержащимся  в отчётах  и докладах о ходе реализации Программы;

осуществляет проверку отчётов муниципальных образований Ульяновской области о расходовании субсидий, представленных из областного бюджета Ульяновской области на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий Программы;

обеспечивает предоставление отчётов в Министерство экономики Ульяновской области и Министерство финансов Ульяновской области о реализации мероприятий Программы.

 

_____________________